Физкультурой заниматься
Нам не лень.
Мы готовы кувыркаться
Целый день!
Прыгать бегать и скакать
Чтобы как Валуев стать
Посмотри на луг цветущий -
Ярких красок волшебство
От зелено-изумрудных трав
До радужных цветов:
Желтых, синих, красных, белых,
Розовых и голубых
Разнотравье, разноцветье,
На лугах моей страны.
Раскрашивание картинок - это не только интересное, но и полезное занятие. Раскрашивание картинок помогает малышу расширить свои познания об окружающем мире, познакомиться с цветом и формой, освоить технику аккуратной штриховки. Раскраски приобщают маленького человека к искусству живописи.
|
Загадка как средство развития речисб., 20.10.2018Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова Загадка является малой формой устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с разных сторон. Загадка легко запоминается, интересна детям в любом возрасте, формирует понятийную сторону речи, повышает внимание, тренирует память и развивает логическое мышление. Богаты и разнообразны изобразительно-выразительные средства загадки: употребление слов в переносном значении, многозначность слова, олицетворение, многообразие эпитетов и сравнений. Размышления над загадками содействуют обостренному восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка — его морфем. Загадка помогает детям осваивать и синтаксис родной речи. Он становится привычным, доступным, понятным. Загадки можно разделить по степени сложности на: 1) простые На спинке иголки Длинные и колкие, А свернется он в клубок, Нет ни головы, ни ног. (Ёж) 2) с типичными и нетипичными признаками Закипит – исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит. - Эй, сними меня! – кричит. (Чайник) На голове пуговка, В носу решето, Одна рука, Да и та на спине. (Чайник). 3) сравнения Бел, как снег, Надут, как мех, На лопатах ходит. (Гусь) 4) противопоставления Кругла, да не мяч, Желтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостиком, да не мышь. (Репа) Груз несёт, а не осёл, Рога показывает, а не козёл. (Улитка) 5) метафорические К нам приехали с бахчи Полосатые мячи. (Арбузы) На дворе переполох: С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У неё теперь ангина. (Град) По типу загадки бывают: - загадки – иносказания («Стоит матрёшка на одной ножке, закутана, запутана». Иносказательно представлена капуста). - загадки – описания (загадка о реке «Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит». В ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал о реке.) - загадки – вопросы («Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. - загадки, имеющие шуточные отгадки. Например: «Какой месяц короче всех?» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный – «Май» (всего три буквы). «Каких камней в море нет?» - «Сухих». - загадки – задачи (Они очень похожи на задачки из школьных учебников. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ — чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Нонет! Одну-то он убил, а остальные — улетели). Загадки-задачи, как и загадки-вопросы,— неординарны, это своего рода тесты на сообразительность, они развивают, активизируют мыслительную деятельность. Для детей с нарушениями речи больше подходят краткие, лаконичные загадки, содержащие главные отличительные признаки предмета или явления. Направления коррекционно - речевой работы с дошкольниками на основе использования загадок Расширение лексического строя речи: — расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, числительных, местоимений; — употребление синонимов и антонимов; — сопоставление с человеком (олицетворение); — многозначность слова; — употребление эпитетов и сравнений, создающих вы-разительную характеристику предмета в загадке. Формирование грамматического строя речи: — образование уменьшительно - ласкательных форм существительных и прилагательных; — согласование имен существительных с именами прилагательными и именами числительными; — изменение глаголов по родам, видам, временам, числам; — ознакомление со словообразовательными свойствами суффиксов и приставок; — со способами образования слов; — использование предлогов. Развитие связного высказывания: — построение предложений с противопоставлением с использованием союзов а и да; — ознакомление с вопросительными предложениями и их построением; — с однородными членами предложения. Использование загадок в работе с детьми с ОНР способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь логически мыслить, но и выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Целесообразно при отгадывании загадок ставить перед ребенком задачу: не просто отгадать загадку, а доказать, обосновать правильность отгадки. При осуществлении анализа загадки педагог подчеркивает своеобразие художественного образа, речевых средств, передающих этот образ. Детей учат выделять и запоминать признаки загаданного предмета, применять прием перегруппировки этих признаков, стимулируют самостоятельность и оригинальность мышления. Таким образом, занимательная форма загадки позволяет легко и непринужденно обучать детей рассуждению и доказательству, самостоятельному анализу текста загадки, поиску путей решения логической задачи. Освоение образного языка загадки, осознание переносного значения слов и словосочетаний возможно при определенном уровне развития абстрактного и образного мышления. |